Существуют разнообразные модели коробок передач, которые устанавливаются на грузовики, произведенные ПАО «КамАЗ», среди основных моделей стоит выделить – КПП 154. Это современная коробка передач для автомобилей КАМАЗ с экологическим классом двигателей Евро-2, Евро-3, Евро-4. Для моторов с однодисковым сцеплением. Каждая из этих коробок передач отличается по основным особенностям функционирования, а также по технологическому устройству. Основная задача трансмиссии заключается в передаче крутящего момента, произведенного двигателем. Принцип работы механизма устроен таким образом, что он способен изменять величину и направление крутящего момента для обеспечения полноценного функционирования транспортного средства. Нельзя забывать и об отсоединении силового агрегата от коробки передач и отборе мощности для привода.
Все современные автомобили от КамАЗ комплектуются новыми версиями трансмиссионных механизмов, которые конструкционно рассчитаны на двигатели с крутящем моментом в 1000 НМ. Основными преимуществами КПП 154 на автомобилях КамАЗ выделяют мощность, управление, а также длительность эксплуатации за счет высокой устойчивости к износам и повреждениям.
Обращаем внимание. Данный материал носит лишь ознакомительный характер. По нему нельзя делать выводы, руководствоваться при решении вопросов, проводить ремонты и тд. Текст не является пособием.
Устройство Механизма
В основе коробки 154 для КамАЗ лежит основная коробка с пятью ступенями и делитель с двумя ступенями. Данный делитель также носит название мультипликатора. При более подробном рассмотрении механического устройства коробки можно выделить следующие компоненты системы:
- Три вала: ведущий, ведомый и промежуточный;
- Синхронизаторы;
- Привод;
- Передача и шестерни;
- Муфта;
- Картеры.
Все эти элементы крайне важны для полноценного функционирования трансмиссии.
Составляющие:
Артикул комплектации 154.1700056.
- Вилка сцепления, картер сцепления: 21.1600010 Sachs MFZ 430, 17.1601008-10
- Крышка первичного вала: 14.1701039-50
- Вилка выключения сцепления: 19.1601203-10
- Вал вилки: 19.1601215
- Рычаг вала вилки: 19.1601217-20
- Обозначение кп без делителя: 154.1700150
- Опора рычага переключения передач: 530-1702200
- Фланец: 154.1701240
- Делитель: 154.1770010-10
- Первичный вал делителя: 154.1700044
- Первичный вал кп: 154.1701027
- Промежуточный вал кп: 154.1701048
- Крышка подшипника вторичного вала: 154.1701201
Каждый автомобиль характеризуется своей схемой КПП. Выделяют следующие основные виды: 43118, 4350, 43505, 5350, 65115, 53605.
Рассмотрим основные нагрузки, которым подвергается автомобиль и принцип функционирования КПП в этот момент:
При разгоне автомобиля схема работы трансмиссии выглядит следующим образом: 1В-2В-3В-4Н-4В-5Н-5В.
При движении автомобиля по пересеченной местности либо по участкам, обладающим крайне плохой проходимостью, схема коробки будет выглядеть следующим образом: 1Н-2Н-3Н-4Н-4В-5Н-5В.
Для того чтобы изменить передачу, водитель должен отключить сцепление, после чего изменить положение рычага трансмиссии. Отдельного внимания заслуживает конструкция и расположение делителя. Он находится в левой части картера и состоит из специального опорного механизма, нескольких уплотнительных колец, изолятора, реактивной тяги и оси с рычагом.
Принцип работы КПП 154
В тот момент, когда происходит включение прямой передачи, мгновенно соединяются ведущие вала и преобразователь крутящего момента. Этот процесс осуществляется при помощи специальной муфты с зубьями. Благодаря этому, становится возможной передача крутящего момента с полным сохранением имеющегося импульса. При необходимости повышения передачи синхронизаторы позволяют соединить зубья ведущего вала и делителя. Этот процесс сопряжен со снижением крутящего момента, который проходит через колёса. Параллельно с этим возрастают обороты. Подобный принцип работы трансмиссии позволяет существенно повысить производительность и коэффициент полезного действия транспортного средства. В результате автомобиль движется с большой скоростью, затрачивая меньшее количество топлива.
Отличия между коробкой 154 и коробкой 152
По своей сути 154 модель коробки передач является обновленной и улучшенной версией модели 152. Новая модель предлагает ряд следующих преимуществ по сравнению с предшественником:
- Произошло усиление всех используемых синхронизаторов;
- Фиксация шестерен стала более надежной;
- Управление мультипликатора стало значительно удобнее.
Тем не менее КАМАЗ является крайне сложным устройством из-за своих конструкционных особенностей, поэтому работа с ним требует наличия у человека специализированных навыков. Одним из главных отличий в конструкции между системами 154 и 152 можно отметить использование новых подшипников в опорах валов. Теперь они обладают конусовидной формой, позволяющей достигать более высоких эксплуатационных характеристик.
Характеристики
Трансмиссия модели 154 характеризуется следующими техническими характеристиками: 10 ступеней механического типа, картер 21.1600010 Sachs MFZ 430, 17.1601008-10.
Основные номера передач с их числами следующие:
- 1Н — 7,82;
- 1В — 6,38;
- 2Н — 4,03;
- 2В — 3,29;
- 3Н — 2,5;
- 3В — 2,04;
- 4Н — 1,53;
- 4В — 1,25;
- 5Н -1;
- 5В — 0,815;
- 3ХН — 7,38;
- 3ХВ — 6,02.
Комплектность
Трансмиссия модели 154 для техники КамАЗ является сложным технологическим устройством, в состав которого входят следующие компоненты: сцепление, система управления работой сцепления, 4 вала, 2 картера, а также система управления задней передачей и ходом. Каждый из этих компонентов играет важнейшую роль для полноценного функционирования системы.
Техническое обслуживание
Большинство поломок грузовик КамАЗ связано с техническим износом таких элементов КПП, как шестеренки и подшипники. Эти детали довольно быстро теряют свои эксплуатационные характеристики из-за постоянного механического воздействия и нагрева. Стоит отметить, что ремонт данной системы невозможен, из-за чего требуется проведение полной замены батарей.
Определить проблемы в работе КПП 154 можно по следующим признакам:
- Передача отключается без каких-либо видимых причин;
- Во время работы системы появились шумы, скрежет, стук.
- Появились трудности с включением механизма.
- Механизм перестал фиксироваться в конкретной позиции.
Алгоритм ремонта трансмиссии выглядит следующим образом:
- Предварительное снятие и разбор устройства.
- Тщательный осмотр, направленный на обнаружение механических повреждений и дефектов.
- Замена всех деталей, которые пришли в негодность.
- Регулирование работы системы после проведенной замены.
- Обязательное откачивание старого масла в трансмиссии и залив нового.
- Обратная сборка.
- Тестирование функционирования всего транспортного средства.
В ходе ремонта очень важно обратить внимание на расположение крышки торца и механизма ограничения хода, поскольку они должны располагаться на определенном расстоянии. После завершения работ требуется провести регулирования привода управления.
Для того чтобы снять трансмиссию с автомобиля в первую очередь следует слить жидкость из картера, а также опустить запаску. После этого необходимо отключить провода лампочек контроля, все вентилирующие трубки, и снять глушитель. После этого можно перейти к дальнейшему демонтажу, в ходе которого потребуется откручивать гайки, и отсоединять вал. После того как все процедуры будут проведены, вы сможете отодвинуть коробку передач назад, чтобы спустить ее на тележку для дальнейшего тщательного осмотра.
Ремонт является крайне ответственным процессом, должен выполняться квалифицированным специалистом по строгому алгоритму, который выглядит следующим образом:
- Требуется снять крепежные болты и воздушный переключатель, чтобы извлечь валик и отсоединить вилку.
- Снимается синхронизатор, вал и вилка сцепления.
- Снимаются все фиксирующие элементы на поверхности крышки для её снятия.
- Удаляется шайба со стакана подшипники, после чего начинается разбор всех основных компонентов.
- Удаляются оставшиеся валы, гайки и подшипники.
После того как разбор механизма будет окончен, требуется заменить все поврежденные элементы, а сборку осуществлять обратным ходом. После проведения ремонтных работ требуется обязательно проверить работу автомобиля.
Особенности обслуживания КПП 154
Процедура обслуживания трансмиссии подразумевает смену масла в строго установленные сроки, корректировку просвету в клапанах, а также регулирование привода, управляющего переключением скоростей.
Основное внимание уделяется расстоянию между ограничителем хода и торцом крышки, поскольку это расстояние должно всегда быть одинаковым, чтобы обеспечить нормальное функционирование устройства. Данное расстояние должно составлять от 0,2 до 0,3 мм. Для того чтобы отрегулировать зазор, требуется открутить крепежные гайки упора, после чего полностью выжать сцепление. В этот момент шток соприкоснется с ограничителем. После этого можно отрегулировать расстояние и закрепить его.
Согласно техническому паспорту замена масла должна осуществляться минимум раз в год. Однако здесь важнейшую роль играют эксплуатационные условия. Если автомобиль используется в режиме повышенной нагрузки, или его пробег за год превысил 90 тысяч километров, то масло следует менять чаще. Для удаления старого масла требуется открутить пробки специальных сливных отверстий. Обязательно требуется очистить магниты от загрязнений. После того как будет окончена процедура очистки картера, новое масло заливается в трансмиссию. Контролировать уровень жидкости можно при помощи специальной разметки.
Основные отличия 154, 152 и 15 КПП КамАЗ.
Ключевое отличие между всеми этими моделями коробок заключается в устройстве опорного механизма, находящегося в верхней части. Стоит отметить, что старые механизмы довольно сильно визуально отличаются от новых образцов.
Главные отличия между КПП 15 и КПП 152:
- Новая модификация включает в себя упрощенную версию механизма управления делителем.
- Шлицы были усилены за счет увеличения высоты зубьев.
- Переработана пневматическая система управления делителем.
- Удален шпон, который находился между промежуточным валом в креплении шестеренок.
- Решена проблема выключения 4 и 5 передач.
- Подшипник новой модели стал более прочным.
- Удален замковый механизм соединения вала и каретки для четвертой и пятой передач.
Стоимость коробок
На момент написания данного материала стоимость новой трансмиссии составила около 300 тысяч рублей. Сразу стоит отметить, что данный механизм лучше покупать у официальных дилеров, чтобы гарантировать длительный срок эксплуатации устройства. Стоимость систем после капитального ремонта находится в диапазоне от 120 до 150 тысяч рублей. Ознакомиться с доступными вариантами можно в нашем каталоге.